«Смоленский туристско-спортивный клуб»

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Российская Федерация,

г. Смоленск,

ул. Нахимсона, д. 16

 

 

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ПОХОД I КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

 

Протяженность: 448 км

Продолжительность: 9 дней

Сроки проведения: 30 апреля – 8 мая 2005 года

Район: Смоленская область

 

 

Маршрут: Смоленск – Рябцево – Белый Холм – Ельня – Коробец – Мазово – Жули – Всходы – Мытищино – Угра – Знаменка – Вязьма – Семлево – Дорогобуж – Кардымово – Смоленск

 

 

 

СОСТАВ ГРУППЫ

 

 

  1. Москалёв Андрей Сергеевич, руководитель, он же медик

  2. Филимоненков Антон Алексеевич, штурман

  3. Грищенков Олег Леонидович, главный механик

  4. Лучкова Татьяна Сергеевна, завхоз

  5.   Иванова Ольга Владимировна, летописец

  6. Антонова Евгения Александровна, фотограф

  7. Однобурцева Анна Александровна, костровой

  8. Краско Андрей Николаевич, помощник главного механика

 

 

Смысловая идея похода заключается в проведении велопохода 1 к. сл. с выездом из Смоленска и въездом туда же по старой смоленской дороге. Определенный интерес у некоторых участников группы связан с прохождением части маршрута вдоль р. Угры, которая, как известно, берет свое начало от Коробца Смоленской области и постепенно, нарастая притоками, практически на глазах превращается из маленького ручейка в солидную реку.

Подъезд к началу маршрута осуществляется общественным транспортом г. Смоленска до остановки «Аэропорт» (Тихвинка) или пешком.

Отъезд осуществляется аналогично подъезду.

Аварийные съезды с маршрута:

Предусмотрены съезды с маршрута в г. Ельня, на ст. Коробец, в г. Вязьма и в Кардымово.

Т. к. поход достаточно простой, то вместо описания района, графика движения и технического описания прохождения маршрута к отчету прилагается летопись (дневник) похода в достаточно свободном художественном изложении.

Также к отчету прилагаются выводы некоторых участников велопохода.

 

Летопись

велопохода 1 категории сложности

в случае удачного завершения посвящается 60-ю Победы, а в случае неудачного…

Предисловие

Автор этих строк старался быть объективным как по отношению к участникам похода, так и по отношению к событиям, произошедшим во время оного. Да простят его все недовольные, а не смогут – Бог простит.

День 1

30 апреля 2005 года

Для участия в походе была заявлена группа из 7 человек. Лишь в последний день к нам присоединился восьмой участник – Краско Андрей. 

После продолжительных сборов выезд все-таки состоялся в 16.00. Несмотря на то, что собирались ну очень тщательно, исхитрились забыть у Саши Коваленко в Тихвинке все походные конфеты (2 кг), соль, печенье и даже одну из палаток. К счастью через полчаса езды про палатку вспомнили, и Антону пришлось за ней возвращаться. Забыли мы дома и открывашку для консервов, а также половину ингредиентов для первомайского салата из крабовых палочек, включая сами палочки.

В связи с вышеперечисленным руководителю объявляется выговор за подготовку к походу. Но его можно понять – сегодня утром у нашего босса случилось несчастье. Ночевал он по некоторым причинам у Саши Коваленко, там же в этот же день (т.к. поздно было идти домой, т.е. ехать, идти-то можно было, да вот страшно) ночевала Якименкова Ира. И ничего-то между Ирой и Андреем не было, да вот незадача: в 6 часов утра девушка Андрея Катя, проезжая мимо сашиного дома за березовым соком, решила заглянуть к любимому. А любимый, вместо того, чтобы сделать вид, что он уже ушел в институт, открыл ей двери и, между прочим, попросил Катю не шуметь, т.к. в комнате спит Ира. В общем, Катя расстроилась, и я её очень понимаю. Поэтому наш начальник целый день ходит как в воду опущенный, а мы его дружно жалеем и утешаем. Даже предлагали позвонить Кате и от лица всей группы попросить за него прощения.

Около 19.00. мы прибыли в Рябцево – огромную деревню, в которой есть даже 2-х этажные дома, где запечатлелись для потомков на фоне памятника. К Рябцеву мы ехали через Талашкино, в которое, к сожалению, не попали, видели только черный купол какого-то строения (скорее всего церкви).

В Немыкари прибыли в 19.30. после чего долго искали место ночевки. На ночлег встали, только проехав мост речки Ливна. Руководитель считает, что в этот день мы сделали 45 км, мы считаем, что 46.

Погода весь день была замечательная: ехали в футболках, хлопая ушами, т.к. дул сильный ветер.

Потерь в личном составе нет, пара человек упало по дороге, в том числе ваша покорная слуга, которую угораздило разбить себе коленку.

В 23.00. вся группа, кроме 3-х человек, завалилась спать – видимо сильно устали. Поэтому все насущные орг. вопросы (о дежурствах, времени выезда, распорядке дня…) решали завхоз, механик и летописец. Решения, однако, давались трудно, т.к. хотя мы и проезжали Яновский спирт-завод, но затарится не успели. Почему и не пьем.

Т.к. мысли начинают путаться – пора идти спать. Надеюсь, что расположенная рядом оживленная трасса не будет нам мешать. Мешать, скорее всего, нам будет соседняя палатка, т.к. у Антона что-то сильно чешется и он громко просит это что-то кого-нибудь почесать.

Уже без десяти полночь, мысли совсем спутались, всем спокойной ночи!

 

 

 

День 2

1 мая

ПРАЗДНИК

Дежурные встали в 9.00. и разбудили всех остальных, даже наш начальник выполз к завтраку, хотя обещал выйти к 12.00.

В 10.00. в «деревне китайских пчеловодов» состоялся завтрак. В честь праздника была съедена пасха.

Выспались все плохо, т.к. до 2.00. ночи соседняя палатка не могла угомонится, выли дикие собаки, а по лагерю, хрюкая, бегал какой-то лесной зверь. Часов с 4.00. утра начали летать самолеты и куковала какая-то не очень умная кукушка.

Сейчас чиним велосипеды и потихонечку собираемся, надеюсь к 16.00. выедем из лагеря.

Выезд произошел в 13.00. На дорожку в честь праздника мы выпили красненького вина. И к 13.30 приехали в Белый Холм.

В 15.30. состоялся обед за деревней Болтутино. Пообщавшись с местными жителями на тему 3-х пустых стаканов и так плотно поев, что наш руководитель не мог сидеть на велосипеде в застегнутых штанах, махом доехали до Ельни, сфоткались на фоне танка и около 20.00. стали лагерем в прекрасной березовой роще у Ельнинского водохранилища.

Дорога весь день на удивление была замечательной: совсем немного утрамбованной грунтовки, а в основном – асфальт.

По дороге не был пропущен ни один деревенский магазин.

О погоде. Сразу после обеда (18.00.) испортилась погода: пошел несильный дождик, а к вечеру все небо затянуло тучами и дождь шел не переставая, благодаря чему все первомайские отдыхающие, располагавшиеся на Ельнинском водохранилище, благополучно уехали доотдыхать и допраздновать по домам.

В связи с плохой погодой отбой в лагере состоялся после 24.00.

P.S. Ценные замечания по поводу дорог от Грищенкова Олега:

до Белого Холма шла грунтовка;

после Белого Холма пошел асфальт;

после Болтутино пошел другой асфальт (автомобильная дорога с улучшенным покрытием и небольшим потоком автотранспорта).

День 3

2 мая

В отчете за вчерашний день забыла указать про то, что Грищенкова Олега разбаловали водные походы, особенно в плане кулинарных извращений (типа консервированных ананасов в лесу и проч.) и поразительного устройства – умывальника-рукомойника (усовершенствованной модели баклашки обыкновенной).

Ещё хотелось бы отметить следующие поломки нашего велотранспорта: постоянно вылетающие спицы у Тани и многочисленные проколы велокамер.

Отмечу также героические усилия нашего участника Андрея (не путать с руководством, которое предпринимает героические усилия только по поглощению еды, газировки с чипсами в особенности) по модернизации старенькой брезентовой двухместной палатки, после чего в ней стало возможно спать даже впятером.

Сегодня дежурю я и Олег. Но разбудил всех не будильник, а соседняя палатка, которая на удивление вчера отрубилась рано и поэтому рано встала, т.е. не встала, а начала громко болтать.

Таким образом, подъем дежурных состоялся в 8.00.

Завтрак был подан к 10.00.

Руководство выползло, когда завтрак был уже холодным.

P.S. (рекомендуется почитать руководству): на самом деле наш босс просто замечательный, очень милый (такая милашка – обожает когда девчонки кормят его с ложечки), но слишком мягкий, поэтому в группе полностью отсутствует дисциплина, т.е. наблюдается анархия или т.н. «русская демократия». Решаем все коллективно, а один раз наш руководитель настолько забылся, что стал спрашивать разрешения пойти в деревенский магазин. Не последнюю роль глава нашего клана сыграл и в сегодняшнем супер-раннем выезде, который состоялся в 16.00., а также в том, что была куплена всего одна бутылка водки вместо 2-х (которую, однако, мы умудрились привезли в Смоленск).

…………………………………………………………………………………

С утреца, часов эдак около 11.30. в связи с необходимостью докупить продукты и купить запчасти для великов (которые в итоге так и не нашли), а также в связи с утренним планово-профилактическим ремонтом (который проводил наш механик с остальной частью мужского населения) я, руководитель и штурман ездили в Ельню, где кроме всего прочего по горячей просьбе одного из участников похода купили слабительное. А чтобы не пугать женскую половину палатки этого участника, всем сказали, что купили «конский возбудитель». Однако, сообщение это успокоения им почему-то не принесло.

В это время в лагере шел ремонт велосипедов и когда он был завершен (как оказалось – это была дезинформация, т.к. после обеда он был продолжен) решили на этом же месте сделать обед. Т.к. все после плотного обеда еле передвигались по лагерю, выехать удалось только в 16.00.

За 2 часа мы сделали половину дневной нормы – 28-30 км. На стоянку встали около 19.30.

Куда же девались полтора часа между 16.00. и 19.30., спросите вы… И как честный человек я отвечу: эти полтора часа ушли у нас на посещение бара в Коробце и на бесконечные ремонты лысой покрышки Тани Лучковой. К счастью в Коробце Андрею-старшему удалось купить поношенную покрышку за 10 руб.

Дорога к Коробцу была великолепной с прекрасными пейзажами и ровным асфальтом. Все остальные дороги были нормальными с асфальтовым покрытием. Зато погодка была просто ужас: все задубели, ветер всю дорогу был в лицо и дул со страшной силой, шел дождь и даже град.

Вечером от нечего делать и чтобы различать наших Андреев придумывали им прозвища. Поступили предложения называть начальство Сергеичем, шибздиком или Small Andru, большого Андрея - Big Andru. Вроде бы они не обижаются, а если обижаются, надеюсь, их месть не будет очень страшной.

До 1.00. ночи бурно обсуждали, кто виноват в задержках с выездами: брезентовая палатка (где спит шибздик) или механики с вечным плановым ремонтом.

На прощанье, перед тем, как лечь спать, наш руководитель пообещал на завтра очень ранний выезд – часов в 11.00.

День 4

3 мая

На удивление вся группа встала в 9.00. Только начальника пришлось вытаскивать из палатки вчетвером, т.к. если пытался вытащить кто-то один, то он почему-то сам оставался в палатке босса.

Выезд состоялся в 11.30. (!!! почти как обещал наш начальник)

В 13.00. мы прибыли в Мазово, как раз успели к закрытию магазина, где опять купили всякой дряни, в т.ч. настойку «Клюковка».

Сразу за Мазово дорога с асфальтовой перешла в грунтовую и далее в труднопроходимые топи. Сразу по приезде в Мазово поменялась, кроме дороги, ещё и погода, к счастью с плохой на хорошую: на небе не было ни облачка, ветра – никакого. Куртки и свитера все дружно поменяли на футболки, а кое-кто даже на шорты.

За Мазово, проехав мимо кладбища, попали на дорогу к речке Угре, у которой были в 15.00. Далее по проселочной дороге направились к притоку Угры – Ужрепту.

Дорога была просто ужасна, местами переходила в тропинки и звериные тропы, пропадала, петляла, тонула в болотцах с чавкающей, пытающейся засосать кроссовки почвой, и практически везде позарастала ольшаником.

Сложилось впечатление, что лет 50 назад её проложили пьяные трактористы, ездившие от ныне не существующей деревни купаться на Угру.

Перейдя 2 мелких притока Угры, но, так и не дойдя до Ужрепта, остановились на ночлег на живописнейшей поляне у берегов Угры. Пробовали купаться, но водичка была чересчур холодна, поэтому дальше чем по пояс никто зайти не смог.

Несмотря на сложности «трассы» никаких серьезных происшествий и поломок в этот день не было.

К 12.00. ночи вся группа отрубилась в связи с трудным ходовым днем, недосыпанием в прошлую ночь и «Клюковкой» (которая почему-то очень понравилась нашим мальчикам – нет, чтобы пить водку! – а нам осталось на самом донышке).

ВСЕМ СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

День 5

4 мая

Подъем дежурных состоялся в 8.00. С ними встали и некоторые другие участники нашего похода, что, однако, не помогло нашей группе вовремя выехать.

Выезд – около 12.00. Дорога – как вчера. Добрую половину дня мы везли свои велосипеды по лесу, по местами утонувшей в болоте тропе с поваленными на неё деревьями через каждые 20 метров (если не чаще). Мешали нашему передвижению и овраги с мелкими притоками Угры. Дорогой, обозначенной на карте пунктиром, даже и не пахло. Кругом одни звериные тропы с многочисленными следами животных, в т. ч. очень большими, по-видимому, лосиными (медвежьими?).

Где-то в районе 15.00. в этой глухомани мы встретили пешеходников (двух преподавателей физкультуры из Педуниверситета), которых обогнали до того в Усть-Демино. Всем нам было смешно и немного досадно, что скоростные качества велотуристов ничуть не лучше пешеходных. Немного пообщавшись с нами, они ушли вперед. Из короткой беседы мы выяснили, что вчерашняя наша ночная стоянка находилась недалеко от них, а выстрелы, которые ночью слышали некоторые люди из нашей группы – это были и не выстрелы вовсе, а специальные штучки для отпугивания зверей, которые кидали в костер.

Чуть позднее 15.00. наконец-то нашли Ужрепт, однако брода не получилось, т.к. через него были перекинуты бревна, скрепленные скобами. Сразу за Ужрептом на прекрасно оборудованной стоянке встретили водников на байдах.

Решили сделать привал на обед. Поев, по уже более явной, можно сказать, настоящей дороге отправились к Архангельскому. Здесь следует отметить, что эта явная дорога имела практически на всем протяжении овраги и широченные лужи, существенно мешавшие скоростному продвижению. Периодически приходилось идти пешком и из-за большого количества рыхлого песка, в котором вязли велосипеды.

К 20.30. достигли Архангельского – живописнейшей деревни, расположенной в сосновом лесу, однако ни одного жителя нам встретить не удалось. Видимо, населенный вид она приобретает во время летних отпусков и каникул.

К 21.00. добрались до Жулей. При этом умудрились потерять по дороге Женькины камуфляжные штаны, за которыми пришлось возвращаться нашему начальнику (молодец!).

P.S. Вообще весь наш поход проходил под девизом: «Забудь в лесу все, что сможешь». Теряли и солнцезащитные очки, и кожаные перчатки, а наш штурман вообще умудрился потерять один из ботинков, после чего второй был торжественно сожжен на костре.

По дороге через лес и далее к Жулям были сломаны 3 спицы и 3 багажника, в связи с чем часть участников пришлось разгрузить. Поэтому завтра придется рано (около 7.00.) встать, чтобы заняться ремонтом и выйти вовремя, дабы наверстать километры, не пройденные за предыдущие дни. Начальство говорит, что завтра придется проехать более 100 км.

Погода весь день была прекрасной – безветренной и солнечной.

Что можно в целом сказать по этому дню: да здравствуют пешеходные походы, в которых на себе, кроме рюкзака, не надо тащить ещё и велосипед!!!

Забыла отметить, что по дороге к Ужрепту (который Big Andru почему-то навязчиво называл Жереспеей) нами было замечено странное явление. На траве группа наблюдала сферический контур белого цвета (может быть этот след оставили инопланетяне, ведь бывают же круги на полях?) Кроме того, пешеходники, которых мы встретили, рассказали о странно срубленных на середине своей высоты елках. Они считают, что это полтергейст, мы считаем, что это были те же инопланетяне, которые нарисовали круг.

В 1.00. ночи ваш летописец заканчивает эту писанину, т.к. он завтра дежурный и ему вставать в эти … 7.00. утра.

День 6

5 мая

Дежурные встали в 7.00.

В 11.00. выехали из Жулей и по песчаной дороге направились до Невиселья, откуда по уже асфальтированной дороге – до Всходов и Полднева. После Полднева пошла грунтовка, которая в районе Кислово уперлась в речушку Гордотта. Гордотту пришлось переходить вброд. Вода была теплая, глубиной по колено, дно речки – каменистое. В процессе переправы у Антона возникло желание утопить Татьяну, за то, что та его мучила в Хибинах, но он стойко это желание поборол. Т.о. попытка уменьшить количество участников и увеличить пищевой рацион не была предпринята.

От Кислого пробирались к шоссе по труднопроходимым джунглям Смоленской области около 4 км. К 17.30. прибыли в Угру, где пообедали продуктами из местного магазина. Около 18.00. выехали из Угры по направлению к Знаменке, где и встали лагерем приблизительно в 21.00.

Отмечу неповторимое разнообразие названий деревень земли Смоленской, встреченных нами за день: Лохово, Комбайн и особенно всем понравилась деревня Желанья с магазином «Мираж».

P.S. Во Всходах мы снова, уже в 3-й раз, встретили тех же двух пешеходников-смолян и наконец-то наши маршруты разошлись в противоположные стороны.

Погода нас сегодня не баловала, да и сейчас моросит дождь, похолодало. Больше ничего интересного за день не происходило. Весь день ломились, ломились, но наверстать упущенные километры так и не смогли – поэтому Вязьма нас ждет завтра.

Сколько составил общий километраж за день ни начальник, ни штурман не потрудились мне сообщить. Но думаю, что покатались мы сегодня неплохо, особенно для такой супер-команды как наша.

P.P.S. Весь день наблюдалась повышенная активность диких животных. Утром ваш летописец видел косулю, а в обед вместе с руководителем лицезрел лесного зайца, перебегающего дорогу. Отличились активностью и сельхозживотные: нас чуть не забодала корова и чуть не загрызли злые собачки в какой-то деревне.

Отбой состоялся в 12.00. ночи.

День 7

6 мая

Подъем дежурных состоялся в 8.00. Но раньше, чем встали дежурные, пришлось встать Грищенкову Олегу, которому не терпелось увидеться с братом, проживающим в Вязьме. Поэтому, встав в 7.00. наш механик нас покинул. К счастью до встречи с ним никаких поломок велосипедов не случилось.

Что удивительно – это был единственный день, когда Таня и я проснулись с нормальными лицами (а не с опухшими как всегда), что можно конечно, объяснить выпитым вчера пивом, а можно – большим уклоном местности, на которой стояли палатки.

Выехали как всегда рано – в 11.30. через 2 часа были в Вязьме. Т.к. одна из участниц велопохода – Антонова Женя – проживает в этом городе, то практически всей группой (за исключением механика) мы посетили её гостеприимный и светлый дом, где нас помыли, накормили вкуснейшим борщом и картошечкой, напоили, правда, как бывает в добрых сказках, спать не уложили, т.к. требовалось наверстывать опоздание по графику.

В это время, кроме всего прочего, механик купил необходимые велозапчасти и в 17.00. мы с ним встретились в центре города у Самолета. После чего докупили необходимые и не очень необходимые продукты в местном супермаркете, где за нами по всем отделам ползали охранники, видимо приняв нас за бомжиков или ещё кого похуже. И около 18.00. покинули Вязьму, оставив в городе нашу Женьку.

Погода с утра была достаточно хорошая, даже иногда выглядывало солнышко, но к вечеру все затянуло и заморосил дождь. Зато ветер весь день был просто ужасен, и если до Вязьмы он дул в спину, помогая движению вперед, то после того, как мы покинули город, он стал прямо противоположным.

Дорога весь день была исключительно асфальтированной. Зато стали появляться очень крутые подъемы, которые большинство участников преодолевали пешком.

В общем, часов после 20.00. все настолько устали и замерзли, что, так и не доехав 5-10 км до запланированной (уже по вновь утвержденному графику) стоянки за Семлёво, решили встать на ночлег.

Нашему начальнику мы придумали новое прозвище – ёжик. И этот ёжик запланировал в последние дни пути чуть ли не по 100 км в день. Но т.к. мы ещё ни разу до такой огромной цифры не доходили, то, чувствую, что в Смоленск нам придется въезжать не 7-го, и даже не 8-го, а где-то 9-го мая с шариками и флажками, которые осталось купить в какой-нибудь деревне. И, если так и произойдет, то придется нашему ёжику повыдрать все иголки.

В связи с плохой погодой отбой на речке Денежка состоялся в 23.00. Очень всем запомнилась фраза, брошенная замерзшей Аней, которой не хотелось отходить далеко от теплого костра – «Шхельда, приди ко мне!». Для непосвященных: «Шхельдой» почему-то в нашем клубе называют место, куда люди ходят справлять свои естественные потребности. Кстати, а туалетную бумагу называют крючьями.

Между прочим, наша Аня, кроме того, что она замечательный костровой, ещё и психолог. И пару раз некоторые участники похода обращались к ней за психологической помощью, чтобы случайно не порвать на части других участников, порядком их доставших. Вот так, хотите, чтобы не было конфликтных ситуаций в группе – берите с собой в поход психолога.

P.S. Полезный совет для велосипедистов, особенно для тех, кто потерял свои единственные ботинки: если не хотите, чтобы ваши ножки воняли после усиленной езды, катайтесь как наш штурман – в шлепках.

День 8

7 мая

Дежурные встали в 8.30. и сейчас готовят завтрак, а я пишу эти строчки, за вчера, т.к. вчера просто не было сил что-либо делать вечером, и за сегодня.

А сегодня у нас в планах встать где-нибудь в районе Кардымово. Интересно, осуществятся ли эти планы?

…………………………………………………………………………………

Как и следовало ожидать – планы не осуществились.

Выехали ровно в 12.10. по московскому времени.

Дорога была то асфальтированной, то грунтовой, местами песчаной.

Погода была даже очень ничего, не считая ветра, который опять был весь день в лицо. Кто бы знал, как он задолбал, простите за грубость, всю нашу группу. Даже съезжая вниз с горы, приходилось крутить педали, чтобы тебя с велосипедом не сносило ветром. При этом мы все дружно вспоминали Наполеона, которому когда-то приходилось по Старой смоленской дороге отступать. И, честно говоря, его стало жалко.

Зато сегодня нам удалось посетить прекрасный Болдинский монастырь.

После 4 часов непрерывной езды очень захотелось пообедать (особенно женской половине коллектива, которая к тому же ещё и сильнее устала). Но наш деспотичный руководитель продолжал гнать по направлению к Дорогобужу, не замечая по дороге ни деревенских магазинов, ни речушек, у которых вполне можно было устроить обед. Что было виною такой гонки: желание увидеть свою Катю, с которой он наконец-то помирился по телефону, или почти полное отсутствие груза на сломанном багажнике, или мы просто решили заменить демократию на диктатуру? В итоге получили самый настоящий «бабий бунт». Около 17.30. чуть все не переругавшись, сев на ступеньках единственного магазина в 15 км от Дорогобужа, который к тому же был ещё и закрыт, и отказавшись ехать дальше без перерыва с хотя бы перекусом, решили все-таки сделать «обед». Дав на это согласие, наше руководство дулось на группу весь вечер.

Кроме этого инцидента, ваш летописец поругался с одним из участников (на личности умышленно не перехожу, ведь тот, о ком сейчас речь, может быть исправится). А ссора касалась вопросов экологии. До этого я думала, что каждый порядочный турист, особенно занимающийся туризмом далеко не первый год, должен знать, что разбрасывать фантики, полиэтиленовые упаковки из-под пряников и проч. вдоль дороги и на местах обеденных перекусов нельзя. ЛЮДИ! И БЕЗ НАС НАШУ СТРАНУ УЖЕ ВСЮ ИЗГАДИЛИ И ИЗУРОДОВАЛИ. ТАК ДАВАЙТЕ ХОТЯ БЫ МЫ БУДЕМ ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ ЕЁ И ОТНОСИТЬСЯ К НЕЙ ОЧЕНЬ БЕРЕЖНО!

В 18. с копейками группа выехала к Дорогобужу и в 19.00. была в центре города, где как всегда затарилась чем попало и поехала дальше. Дорогобуж достаточно интересен в плане рельефа: центр города находится глубоко в низине, и чтобы спустится туда, приходилось ехать практически постоянно нажимая на тормоза, а на выезде идти пешком, затаскивая велики на горку. Ещё нас очень поразил шикарный индустриальный пейзаж на подъезде к городу: огромные дымящие трубы, высоченные корпуса заводов и залежи какого-то белого минерала, издалека похожего на снег.

Проехав через Слойково и Усвятье, встали лагерем между Быково и Усвятьем после 21.00.

Вечером Big Andru изъявил желание выехать в Смоленск вперед группы в связи с загруженностью домашними и огородными делами. Как выяснилось позднее до Смоленска он так и не доехал из-за проблем с цепью, которую приходилось поправлять каждые 5 минут. Поэтому от Кардымово до Смоленска он добирался на электричке.

День 9

8 мая

Утром мы проснулись под стук дождя и обнаружили, что Big Andru покинул нас. Наверное, он это сделал очень рано, т.к. никто в лагере не услышал, как Андрей собирался.

Дежурные встали в 8.00., сделав завтрак, позвали всех. Как всегда палатка начальника встала, когда все было холодное с застывшей корочкой жира на поверхности. В связи с плохими погодными условиями почти все наши мальчики кушали в палатках (за исключением Олега). А нашего маленького босса Аня кормила с ложечки.

Примечательно то, что три последних дня из-за непосредственной близости деревень с утра к местам наших ночевок приезжают то машины, то трактора, а сегодня подъехал мотоциклист-рыбак.

Сейчас уже 12.00. Еда вся закончилась, а т.к. идет сильный дождь, может быть нам придется встать на вынужденную дневку, а может выезд чуть отложится на послеобеденное время. В том случае, если будет дневка – отправим попрошайничать в деревню Андрея с Антоном, т.к. вроде у них уже есть опыт в таких делах.

Пока что заканчиваю писать, т.к. в общем-то, писать больше не о чем. Можно, конечно, ещё заметить (слова нашего штурмана), что вот уже 1/3 месяца мы в походе – грязные, голодные и заросшие.

…………………………………………………………………………………

И все-таки выезд состоялся. Значит это последний день нашего путешествия.

Группа «подорвалась» в 14.00.

Дорога до Кардымово была отличного качества с исключительно асфальтовым покрытием.

Проехав Соловьеву переправу, где ваш летописец на 10 минут забежал на радиостанцию к своему папе, пока группа искала очередной деревенский магазин, в 17.00. прибыли в Кардымово.

Погода была достаточно переменчивой: то дождь, то солнце, то дождь с солнцем вместе. Ветер преимущественно дул в левое ухо и был чуть потише, чем в предыдущие 2 дня. Зато в Кардымово нас застала шикарная гроза (первая в этом году), которую пришлось пережидать около часа.

В 18.00. группа выехала по направлению к Смоленску и, преодолев по пути жуткие кардымовские горки, практически не делая остановок и проехав лишние 10 км по окружной дороге, чтобы не пугать своим видом народ в центре города, к 21.00. прибыла в Тихвинку к дому Саши Коваленко, откуда и начался наш поход. Конечно, эти 10 км были очень даже лишние, учитывая, что к концу дня мы еле крутили педали и даже на маленькие горки «въезжали» пешком. Но уж очень жуткий у нас был вид – высушенная и стянутая солнцем, ветром и дождем кожа на лице и руках (почти как у мумий), кое у кого облез нос и даже уши, вся одежда была мокрая и заляпанная грязью. Хорошо ещё, что девочки не стали одевать шорты, и думаю, где-то месяц мы не сможем носить юбки, т.к. бедные наши ножки покрыты таким количеством синяков и ссадин от педалей и деревьев с кустами, что представляют собой зрелище не для слабонервных. Поэтому, дабы не смущать умы своих сограждан, ехали в Тихвинку в штанах.

А там нас уже ждал Small Andru, который на окружной дороге значительно оторвался от группы, чтобы успеть вскипятить для нас чайник.

Приехав в Смоленск, вся группа с удовольствием попила чайку с забытыми у Саши дома походными печеньем и конфетами.

Конец,

а кто смог все прочитать – молодец!

 

Выводы механика:

  1. Данный поход задумывался как несложный спортивный поход 1-ой категории сложности. Для подавляющего большинства участников это был первый велопоход. Но даже несмотря на довольно большой опыт многих участников в других видах туризма (пешеходный, горный, водный) и обширную географию районов походов (Центральный Кавказ, Хибины, Западные Саяны, Забайкалье, Тверская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Смоленская области) численность группы представляется несколько избыточной. Между некоторыми участниками время от времени возникали довольно неприязненные отношения, предпосылки и причины которых остались до конца невыясненными. Психологический климат в группе не всегда был теплым. Гораздо легче избежать неприятностей, учтя психологический настрой и качества участников на стадии подготовки к походу, чем погасить уже возникший в походных условиях конфликт. Для того, чтобы не создавать напряжения в группе, каждый участник должен быть внимательным, отзывчивым и приятным в общении. Если же конфликт все-таки возник лучше промолчать, чем идти на обострение. Прежде чем что-то сказать, досчитайте до десяти, а лучше всего выскажите свое замечание после ужина. Старайтесь не испортить отдых себе и своим коллегам. Оптимальная численность участников группы для будущих категорийных велопоходов представляется 4-6 человек.

  2. У всех участников были дорожные велосипеды «Аист», из которых три – пятискоростные с оборудованием SHIMANO низшего уровня, остальные – обычные односкоростные. Невозможность хорошей подготовки некоторых велосипедов к походу была обусловлена тем, что эти велосипеды появились в последний момент, а до этого некоторые участники не знали на чем поедут и поедут ли вообще. Количество поломок на маршруте было огромным, но благодаря грамотно подобранному ремнабору и самоотверженной и неустанной работе механика и его помощника (у которого опыта и технических навыков ремонта было на порядок больше, чем у собственно механика) маршрут был пройден без особых технических проблем.

  3. Принципиальной ошибкой участников на сложных пешеходных участках маршрута (болота, буреломы и завалы, несложные переправы, труднопроходимый лес и кустарник) было то, что они вели груженые велосипеды в руках, вместо того чтобы хотя бы часть груза нести за плечами. Отсюда возрастают требования к лямкам рюкзаков (у двух участников были самодельные велорюкзаки, остальные довольствовались простыми картофельными рюкзаками) и удобству их переноски. Цена этой ошибки – необходимость сварки рамы у трех велосипедов в месте крепления багажника и поломка одного багажника. На маршруте эти велосипеды разгрузили, багажник к раме прикрутили проволокой, и решили варить дома.

  4. Поход состоялся благодаря неоценимой технической и моральной поддержке основоположника велотуризма нашего клуба Коваленко Александра Анатольевича, за что ему огромное человеческое спасибо от всех участников похода.

 

Выводы летописца:

  1. Хочется высказать недоумение по поводу вывода механика под номером 1. Трения между участниками группы, которые некоторое время «варятся в собственном соку» присутствуют всегда. В нашем походе никаких открытых конфликтов не было. Отношения в коллективе были ровные, почти семейные. Иногда, конечно, некоторым участникам делались замечания, но практически всегда не беспричинно. Особенно это касалось распорядка дня и достаточно больших нагрузок, пришедшихся на конец похода, хотя целесообразнее было их сделать где-нибудь в середине маршрута, когда адаптация группы к походным условиям закончилась, а люди ещё не сильно вымотаны (что обычно наблюдается к концу маршрута). А, как известно, усталый человек склонен к получению травм, высказыванию недовольства и не всегда может найти правильное, оптимальное решение в конфликтных и других сложных ситуациях.

  2. Хочется также отметить, что в будущем, в более серьезных походах следует держать дисциплину, особенно это касается режима дня, т.к. ранний подъем мобилизует людей, настраивает на преодоление. Здесь же надо иметь в виду, что голодные и уставшие люди на преодоление, как правило, не настроены. Но при всем при том каждый участник похода должен стараться не создавать коллективу проблемы, если их можно не создавать. И для этого вовсе не обязательно считать до десяти, а потом молчать, достаточно спокойно, просто по-человечески разобраться в причинах конфликта, чего с закрытым ртом, увы, не сделаешь. Решения руководитель должен принимать самостоятельно, но в интересах коллектива и, конечно, всегда помня известное высказывание, что турпоход – это не армейская операция, а участники – не штрафной батальон. А ещё лучше, чтобы перед походом руководитель прочитал какую-нибудь умную книгу(и) типа книжки И. Гуревича и др. про велопоходы. В нашем случае подобную книгу прочитал перед походом (к счастью, а то пришлось бы нам туго без нормального ремнабора) механик; летописец осилил этот талмуд только после похода, откуда позаимствовал пару умных мыслей в выводы, чтобы те участники, кто подобным чтением не балуются, не почувствовали себя обделенными.

  3. Большое спасибо всем, кто принимал участие в этом походе и сделал его интересным и незабываемым. Присоединяюсь к выводам механика под номерами 2, 3 и 4.

Hosted by uCoz