«
Смоленский туристско-спортивный клуб»
КОМБИНИРОВАННЫЙ (ПЕШЕХОДНО-ВОДНЫЙ)
ПОХОД
I К. СЛ.Маршрут:
Вязьма, Темкино, Ивановское, Савино, р. Воря, р. Угра, Юхнов, Велино, Николо-Ленивец, Товарково, Калуга.
Состав группы:
82Филимоненков Алексей Алексеевич, 19
Грищенков Олег Леонидович, 1982,
Тафинцева Ирина Юрьевна, 1982.
Идея о комбинированном походе у нас родилась уже давно, но не получалось то со временем, то с погодой. И вот наконец-то, в начале лета, забив на все, мы выбрались в поход.
Часть первая. Заезд. 01.07.2005
Смоленск ® Вязьма ¬ Москва
¯
Темкино
«И вот наконец-то все состоялось. Я сижу радостный и довольный, в приподнятом настроении, в электричке Смоленск-Вязьма в предвкушении комбинированного похода по одним из самых живописных мест центральной России.
В 12 00 в Вязьме я встречаюсь с Лешей и Ирой, мы решаем орг. вопросы, оставшиеся не решенными, и в 1600 садимся в Калужскую электричку.
Погода какая-то не особо радует – тучи, пасмурно, ветер, но будем надеяться на лучшее, в конце то концов мы едем на юг.»
«После вчерашних ночных сборов мы успешно проспали вяземскую электричку. Был шанс на поезд, но не оказалось билетов, с белорусской проводницей не договорились. Хорошо, что получилось уехать на автобусе. Автобус на 1300 понятное дело не успеть. Долго дозванивались до Олега, когда, наконец-то, дозвонились, радости в его голосе мы не услышали, он был в гневе, но не долго. За окном автобуса идет ливень, в какую дыру мы лезем, не понятно.
Из предыстории похода: Идея совершить комбинированный поход представлялась многим довольно заманчивой и интересной. Леха делал плот в прошлом году во время пешки с целью переправы на другой берег реки Угры. У них все получилось удачно, и даже получилось сплавиться на несколько километров. Также во время вело похода по Рязанской области в этом же памятном 2004 году Олега осенила идея построить плот (а лучше два)и сплавиться вместе с «Байками» по притоку Оки реке Пре. Замысел был реализован до ближайшего закола, но поход приобрел чудесный водный оттенок, и все двухдневное усилие на строительство плота в условиях острой нехватки инструмента, материала и опыта постройки подобных плав. средств, были с лихвой компенсированы незабываем сплавом и великолепными воспоминаниями.
Первоначально количественный состав участников был определен в количестве восьми человек, но большинство из приглашенных не смогли принять участие по разным причинам, но мы приняли решение идти не смотря не на что, и сделать все возможное и не возможное для реализации замысла.
Автобус из Вязьмы на Темкино отправляется в 1820 , пятница народу много, успешно сели и наше путешествие началось. Около 8 были в Темкино.
Часть вторая, ходовая.
Решаем за два перехода дойти до Вори, и там успешно заночевать. Выходим из Темкино на асфальтированную дорогу до Булгаково (аз.100) . В Булгаково сворачиваем на грунтовую дорогу (аз 180), слева озерцо, местные мужики ловят рыбу. Пройдя по грунтовке около 45 минут, ищем подходящее место ночевки. Ворю не видать, других источников пригодной для питья воды нет, поэтому около 500 метров по полю, болоту, кустарнику выходим к реке в районе 2300, место ночлега так себе: поле, крапива, подход к воде не прост, река не впечатлила.
Характерное отличие майских и летних походов это обязательное наличие летом и комаров, слепней, мошки и густой растительности.
Примерно 2 часа хв, пройдено 9 км.
02.07.2005.
Подъем 12
00, дежурных решили не назначать, вышли в 1410. за четыре перехода прошли 18 км. Погода на удивление хорошая, светит солнце, легкий ветерок, кратковременный дождь.Утро
За первый переход дошли до железнодорожного моста, где и пообедали.
«Я чувствую себя довольно фигово: забил ноги, появились неслабые и болезненные мозоли на обеих ступнях, и теперь я не знаю на что хромать».
После обеда мы уже шли по Калужской области. Разница есть: дороги лучше, деревни больше, поля засеяны. Не доходя до Угрюмово свернули с полона и лесом, полем (аз. 170) вышли на Ивановское. Асфальтом дошли до Савино. Снова видим р. Ворю. Она здесь тихая, широкая, русло поросло камышом. Решаем идти вдоль реки. От деревни дорога идет вдоль реки (аз 295) до р. Ращенка. здесь оборудована хорошая стоянка, навес. Здесь отдыхают люди. Мужики сказали, что дальше дороги нет. Но до Вори она все-таки есть. На высоком берегу обелиск. Здесь хорошее место для стоянки, ничего удивительного, что здесь уже стояли водники из Обнинска. Решаем отойти немного дальше и заночевать.
Встали лагерем в 2230.
«Природа была весьма живописная: высокие берега, сосновые берега, чистый лес. Пробежав все это великолепие, мы по ставшей уже традиции остановились в канаве, правда в отличие от вчерашней стоянки, здесь весьма удобный подход к воде и костровое, как это и положено для водной стоянки».
03.07.2005.
В основном движемся по азимуту 220 вдоль Вори в поисках хорошей и удобной верфи ближе к Угре.
Воря, привал обед
Выход в 14
00. Поднялись на террасу, где сразу же на ткнулись на землянку, в довольно хорошем состоянии, правда немного затопленную. Под ногами обилие земляники и лисичек. Движемся вдоль Вори, то приближаясь то удаляясь от нее, дороги идущие в нужном направлении отсутствуют, они идут к реке, либо от нее. Трава густая, по пояс. Жарко. Печет. Не удивительно, что ближе к вечеру прошел кратковременный, грозовой дождь. В 2000 находим подходящее место для верфи. Становимся лагерем. после ужина переправились на тот берег за дровами, и на разведку материала для постройки плота.Прошли за день порядка 12 км, но напетляли вдоль реки не меньше 18-20 км.
Часть третья
. Постройка плота.04.07.2005.
Подъем в 10
00. . по чашечки кофе, и на работу.После двух дней активного движения, нам никуда не идти, занимаемся постройкой плота. Место верфи выбрано практически идеально. На нашем берегу поле,
а у самой воды растет огромный вяз, в тени которого живет неизвестный зверь, на противоположном берегу сосновый бор, где, хотя и не очень много, но все-таки есть группы сушин.Район верфи с высокого берега
Глубина реки около двух метров, но, немного петляя по дну можно перейти в брод. Посреди реки огромный камень. Выход из реки после небольших усилий тоже стал хороший. Так что постройка плота за день вдвоем на группу до пяти человек реальна. При валке леса цепная пила оказалась удобнее классической «Дружбы 2», использовалось для связки леса около 30 метров реп шнура и около 0,5 кг различных гвоздей. Бревна связали в два слоя, укрепили поперечинами. Размер плота три с половиной на четыре метра, грузоподъемность около 500 кг. Плот пришлось вязать в воде, летом это не сложно. Оборудовали наше плавсредство тремя шестами, и чалкой.
«Здесь в районе слияния Вори и Угры все напоминает о войне, лес перерыт противотанковыми рвами, окопами, вдоль реки натянуто несколько рядок колючей проволоки, разбросаны остатки металла, на одном из таких листов и решаем во время сплава разжечь огонь.»
эхо Войны отдать концы
Часть четвертая. Сплав.
05.07.2005
Вышли в 11
30. течение сначала слабое,
Воря, работа на плоту сиеста
но последних пару километров до слияния с Угрой ускоряется, вода пенится, много перекатов, камней. Места очень красивые. На Угру вышли в 1450, хв 310 , прошли около 7 км, средняя скорость 2 км/ч.
Характер реки кардинально изменился
. «недавно видели чудака уверяющего на наш вопрос: "Далеко ли Угра?", что мы уже ее проплыли; мы посмеялись, как ее можно проплыть». Первый километр пролетели по перекату, а потом тоска, река шириной более100 метров, глубина около1-го метра. Когда вышли на Угру, встретили мужчину, спящего в резиновой лодке, потом он проснулся, догнал нас и сфотографировал нас из своей лодки.фото с лодки мужика
Мы с ним познакомились, угостили салом, хлебом и чесноком. Он нас пригласил на уху, но мы отказались – у нас же сплав нон-стоп. Вечером сделали остановку около впадения р. Ларина, развели костер, приготовили еду и снова с путь. Ночь прошла успешно, дежурили по очереди, река интересная, то спокойная, то вдруг резко ускоряется.
Угра
К 11
00 подошли к Юхнову. За сутки пройдено около 38,5 км.06.07.2005.
В Юхнове закупились едой, ну и немножко пива купили.
В 12
10 отчалили, по пиву и спать. Ирина на дежурстве. В районе 1600 прошли под мостом трассы А 101. В 2030 ужин и третья остановка. Плот немного набух, и было решено его укрепить, подпустив под него несколько бревен. Здесь же, невзначай, был почти утоплен фотоаппарат, а немного ранее Олегов бот. Ночью дежурили по очереди, но иногда засыпали все. В районе д. Горячкино посреди реки огромный камень, и грохот воды слышен за километр.. Около 5 часов утра наш «шестиметровый» покорил ЛЭП в районе д. Велино.
Моста на проселочной дороге между Коптево и Смагино моста обнаружить не удалось. Мост в районе Пахомово разрушен, причем судя по всему, уже давно.
В 1200 прошли д. Смагино Закончились вторые сутки.За сутки пройдено 45 км.
07.07.2005.
«Круглосуточный сплав идет уже третьи сутки.
Олег не спит! Рассвет на Угре
После Юхнова отдыхающих на реке стало на порядок меньше (если не считать пригорода Юхнова). Надо сказать, что своим появлением мы вызываем различные реакции у отдыхающих: от удивления и зависти до восторга и приглашения поужинать возле костра. Думаю, что с берега мы, и правда, смотримся довольно эффектно. На реке довольно много рыбаков, как правило, на резиновых лодках. Сегодня решили отказаться от горячего питания – поставлена задача под утро выйти к Товарково. Кушаем рыбные консервы, печенье, шоколад, допиваем пиво, купленное в Юхнове, однозначно не голодаем. Сегодняшнее утро ознаменовано крупной и серьезной потерей. В районе д. Плюсково во время спасения бревна из-под плота Алексей выронил из рук топор. В момент написания этих строк все населения нашего плота занято поиском ножа, хотелось бы найти. Полный список «профуканных вещей» см. ниже. В районе д. Николо-Ленивец наблюдали церковь в данный момент в строительных лесах, и непонятную конструкцию на берегу – возможно, связанную с обрядовыми традициями по случаю дня Ивана Купала».
За сутки пройдено 37 км.
08.07.2005.
Часть пятая. Финиш.
В 9
00 прошли место впадения р. Шаня, увидели мост. Перед мостом решено финишировать. Разобрали плот и отправились в Товарково. Под мостом много полузабитых свай, образуется слив, так что выйти сухими было бы сложно. Погода испортилась, пошел дождь. На автобусе добрались до Калуги, а дальше Олег остался ждать автобус на Смоленск, а Леха и Ирина отправились на Москву.Пройдено по маршруту
157,5 км, из них пешком 37км, спав120,5 км.Конец.
Приложение1
Список «профуканного»
туфель
фотоаппарат
крем-репелент «Тайга»
зубная паста
шерстяные носки
туфель2
мыло
топор
жевательная
нож
ложка