Смоленский туристско-спортивный клуб


Пешеходный поход 1 категории сложности. По Смоленской области.

УЧАСТНИКИ ПОХОДА :
Коваленко Александр Анатольевич – руководитель
Михеев Александр Валерьевич
Фарафонов Игорь Александрович
Иванова Татьяна Анатольевна
Лучкова Татьяна Сергеевна – завхоз
Русьянова Марина Евгеньевна
Филиппова Виктория Викторовна – штурман
Сухова Елена Анатольевна
(от ж.д. станции Засецкая до г. Десногорск)
Евсеев Александр Викторович
Соловьев Владимир Александрович
Супругов Владимир Николаевич
Киреев Дмитрий Олегович
Семенников Константин
Шалимова Елена Вячеславовна
Павлова Татьяна Алексеевна
Буксина Ирина Анатольевна
(от ж.д. станции Засецкая до ж.д. станции Коробец)
Кодолова Александра Леонидовна
Онищенко Ульяна Сергеевна
Гранчакова Наталья Викторовна
Станкевич Игорь
(от ж.д. станции Засецкая до ж.д. станции Годуновка)

ОТЧЕТ

29 апреля 2000 года электричкой в 8.05 мы отправились из Смоленска и около 11.15 прибыли в Вязьму. Выяснилось, что «дизель» Вязьма – Калуга отправляется не в 13.00, как зимой, а в 15.30. Дождались этого времени, и около 17.00 прибыли на станцию Засецкая (перед ст. Темкино).
От станции Засецкая двигались по асфальту мимо д. Селенки до д. Кикино. Кикино – весьма запущенное село с красивой, но заброшенной церковью. Пройдя его, свернули с дороги на запад, в лес, где заночевали. Воду на ужин несли с собой в пластиковых бутылках, а за водой на завтрак пришлось идти в Кикино. В дальнейшем этот прием – пройдя деревню, ночевать в лесу в 1 – 2 километрах после нее и ходить в деревню за водой – использовался еще несколько раз.
30 апреля утром дошли по лесу до р. Жижала и начали переправу. Жижала в это время года имеет ширину около 15 м, глубину по пояс, скорость течения достаточно малую, чтобы не влиять на движение, дно песчаное, местами каменистое. Попытались срубить дерево для переправы, но упало оно неудачно, затем была натянута веревочная переправа и параллельно переправлялись вброд. Мероприятие длилось около полутора часов, к всеобщему удовольствию. Позже выяснилось, что в 200 –300 м ниже существует дорога и мост через речку.
Речку Вороновку преодолели по мосту без приключений. Чтобы набрать воды, свернули в излучину реки Угры, в д. Рассолово. Эта деревня представляет собой подобие дачного поселка, и местная жительница предупредила нас, что «здесь частные владения», однако позволила нам наполнить емкости водой и показала дальнейшую дорогу.
Дальше мы двигались по живописным местам вдоль Угры до бывшей деревни Пожога, от которой остались только сады, затем дорога потерялась. Пытаясь найти дорогу, свернули на запад, дошли до р. Вороновка, затем обратно к Угре, до д. Станино. Таким образом, крюк составил около десяти километров. От Станино прошли вдоль Угры до деревни Дмитровка и встали на ночлег в лесу между Дмитровкой и Дрожжино. Воду в этот раз брали из Угры.
В этот день мы видели несколько групп на байдарках. Мостов через Угру в этом районе нет.
1 мая прошли по краю большого поселка Дрожжино, через деревни Лядное и Коньшино по грунтовым дорогам. У ручья перед Коньшино возможен ночлег. Дальнейший наш путь лежал по асфальту через деревни Вешки, Петрово, Лядцы (нежил.) и Михали на железнодорожную станцию Годуновка. Возле Годуновки много брошеных, нежилых строений. Нам предложили ночлег в доме с печкой, и предложение было с благодарностью принято.
2 мая в 6 часов утра мы проводили четырех человек, которые, как и планировалось, прошли с нами часть маршрута, и дальше продолжили движение в составе, заявленном в маршрутной книжке (16 человек). Пригородным поездом Вязьма – Фаянсовая (из Годуновки в 9.40) мы проехали две остановки, до платформы Дебрянский. Дальше двигались по асфальту, через деревни Субботники и Сидоровичи. Деревни Сельцо, обозначенной на карте, ныне не существует. Потом свернули с асфальта на полевую дорогу (ориентир – ручей и «сараи», обозначенные на карте), и подошли к бывшей деревне Фурсово, расположенной на притоке реки Гордоты. Это место может быть рекомендовано для ночлега и даже проведения дневки. Ручей – приток (как и сама Гордота) очень чистый, холодный, с перекатами, напоминает горный. Недалеко лес, место в долине защищено от ветра, очень красивое, к тому же безлюдное.
После Фурсово двигались через д. Кислово (перед деревней – брод по щиколотку через Гордоту на перекате). Много родников, место очень мокрое, вода сочится отовсюду. Далее по неявно выраженной дороге – к бывшей деревне Архамоны. Место для ночлега выбрали на горке (погода была безветренная), красивое, но воду торфяного цвета пришлось брать из заболоченного ручья и кипятить.
3 мая прошли до дер. Кочаны (через речку Рословку – мостик, в деревне – родник), и дальше по лесной дороге – в направлении хутора Александровский. Первые 3 – 4 километра дорога угадывалась, затем пришлось идти по азимуту сквозь заболоченный бурелом. Вышли на поляну, где когда-то был хутор. Поляна старательно выжжена, как и многие другие места по маршруту. От Александровского на юг – 300 – 400 метров дороги, дальше двигались снова по азимуту по нехоженному, довольно захламленному лесу (правда, почти без болота) до Угры. Вдоль Угры идет лесная дорога до дер. Любогоща (есть хорошее место для обеда, а возможно, и ночлега). Из Любогощи в Жули через Угру есть добротный шоссейный мост (чуть выше – еще один, пешеходный). В Жулях один колодец, да и тот без ведра, зато дальше, по направлению к Высокому, на склоне, возле дороги – родник. От Высокого до Оселья – лесная дорога, от Оселья к соседней деревне Глотовке переброшен шоссейный мост через речку. Глотовка – родина поэта Михаила Исаковского. По рассказам местных жителей, в настоящее время проложена асфальтовая дорога Всходы – Холмы – Сергеевка – Громша – Глотовка.
В Оселье осталось несколько обитаемых домов, а в один, необитаемый, гостеприимные местные жители нас поселили. Это позволило нам отогреться, кстати, эта ночь была последней ночью с заморозками в течение нашего похода.
4 мая мы попрощались с гостеприимными хозяевами и двинулись в урочище Стаицкое. Прохождение этого красивейшего места было одним из лучших моментов похода. От Оселья на запад, в Стаицкое, ведет дорога, между колеями которой успели вырасти елки в полтора – два метра. Вокруг – смешанный лес. По рассказам местных жителей и собственным наблюдениям в нем много брусники и черники. Посередине урочища – большая поляна, где мы останавливались на обед и наконец-то поиграли в волейбол (до этого таскали мяч просто так). Лингвистический вопрос – что же все-таки означает слово «урочище»?
Потом начался дождь. Мы по возможности закутались в полиэтилен (отметим, что настоящего, «до костей», дождя в этом походе не было), и пошли по угадывающейся дороге на юг. Нашли висящие на дереве лыжи (какой-то охотник на лето оставил) и спугнули рябчика, у самой дороги высиживающего птенцов. Затем дорога, как это с ними, дорогами, бывает, пропала, и мы пошли на юго-запад по азимуту, сначала по лесу, потом по бурелому, и, наконец, по заболоченному бурелому. Вышли к Ужрепту – заросшей кустами речке с болотистыми берегами, шириной метров пять. Через нее без труда перебросили несколько валежин и прошли на другой берег, в березовую рощу. Место для ночлега красивое, вода в Ужрепте слегка торфяная, но мы пили уже и не такое.
5 мая без особого труда нашли дорогу и вышли вместо Сосновки в Рисавы. Оттуда неплохая грунтовая дорога, минуя Речицу, идет в Терентьево (по-местному – Терентеево). Дальше через Большое Тесное (нежилое) прошли в Малое Тесное (Новины), где встретили автолавку. Сначала мы помогли ей выполнить дневной план, затем попросили подвезти в Коробец (мы уже опасались, что люди, отъезжающие из Коробца, не успеют на поезд).
Местность после Терентьево по дороге через Суглицу – Усть-Демино – Коробец представляет собой поля с перелесками и кустарником и малоинтересна в туристском отношении.
О возможностях переправы через Демину: автомобильный мост есть только в Усть-Демино. Моста, обозначенного на карте между Суглицей и Ежевицами, нет. Через реку возможен брод, но только летом. В деревне Истопки, по словам местных жителей, у кого-то есть лодка и, если повезет, на ней можно переправиться на левый берег, где идет железная дорога.
Поскольку формально поход первой категории сложности был окончен, пять человек вечерним поездом отправились в Смоленск, а трое – автомобильным транспортом в Десногорск, где должны были участвовать в соревнованиях по технике горного туризма. Оставшиеся восемь человек пошли в Десногорск пешком.
Чтобы не идти в обход по асфальту, мы пошли по грунтовой дороге через бывшее село Хатнежицы. У остатков этого села дорога потерялась, и мы пошли по азимуту на юг. Вышли весьма точно возле моста через Угру у деревни Уварово. Обозначенного на карте шоссе из Уварово на Каменец не существует, там идет грунтовая дорога. Недалеко от Уварова – памятник бойцам 8-й московской ополченской дивизии, погибшим там в 1941 году. В этих местах много остатков окопов и воронок.
Минуя Уварово с красивой белокаменной церковью, мы прошли около 1 км в сторону дер. Угрица и стали на ночлег в красивом месте – вокруг сосны, рядом старый карьер, с дороги это место не видно. Вода в деревне.
6 мая , не заходя в деревню Забежное, вышли к деревне Угрица. В Угрице около 10 дворов. Дальше идет пустынная дорога на юг. Деревни Потаповка-Ивановка нет, Хотеевки нет, обозначенной на карте дороги из Буды на Кошелево нет, как нет и самих этих деревень. Тем не менее грунтовая дорога хорошая, довольно накатанная. У Буды висит табличка «Охотхозяйство Смоленской АЭС».В Новой Березовке пять-шесть дворов, в Старой Березовке – один. Дальше идет 10 километров дороги без какого-либо жилья вдоль р.Присмары. Вначале дорога идет по лесу, затем, в районе переправы через Присмару, почти теряется, дальше идет то по лесу, то по полям, обсаженная деревьями, местами напоминая аллею. Дорога пересекается несколькими ручьями, которые можно перейти в сапогах. На дороге много следов диких животных, в том числе волчьих и медвежьих. Совершенно неожиданно мы вышли к деревне Присмара-Деминская. В деревне много новых домов, от нее к Савеево идет хорошая щебеночная дорога. Ночлег был устроен у реки, в 1 – 1,5 километрах ниже деревни. Вода в роднике у последнего дома.
7 мая по хорошей дороге дошли до деревни Котлино (добротные дома, дачи), и перед Новодубровкой (ныне не существует), свернули на лесовозную дорогу, ведущую на юг-юго-запад. Дорога свежая, размешенная тракторами, весьма грязная. Она приводит на лесосеку площадью около 2 гектаров, где остатки деревьев перемешаны с грязью. После лесосеки слабо выраженная дорога ведет общим направлением на юг, пересекает несколько просек и лесную дорогу вдоль Присмары. Берега Присмары заболочены, но сама река чистая.
По указанной дороге мы вышли к не обозначенному на карте селу Новоникольское (один двор, там живет кто-то вроде фермера), внизу у реки родник (криница). Оттуда песчаная дорога через сосновый лес ведет в дер. Старая Присмара. Там нам показали прямую дорогу (грунтовую) к профилакторию Смоленской АЭС, дальше по берегу водохранилища бетонная дорога ведет в Десногорск. Непосредственно перед въездом на дамбу расположен десногорский искусственный скалодром.

Hosted by uCoz