«Смоленский туристско-спортивный клуб»

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

 

Российская Федерация

 

г. Смоленск

 

Ул. Нахимсона, д. 16

 

 

 

 

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ПОХОД 

I К. СЛ.

 

 

Протяженность: 333 км

Продолжительность: 6 дней

Сроки проведения: 29 апреля – 4 мая 2006г

Район: Смоленская область

 

 

 

Маршрут: Смоленск – Кардымово – Духовщина – Озерный – Подвязье – Щучье – Жеруны – Аносинки – Бакланово – Заборье – Демидов – Диво – Сыр-Липки - Смоленск

 

 

Пока в дорогу странствий не сберешься, - не выйдет ничего,

Пока слезами мук не обольешься- не выйдет ничего.

О чем скорбишь? Покамест, как влюбленный,

Ты от себя совсем не отречешься, - не выйдет ничего

Омар Хайям

 

Независимо от того, куда вы едете, - это в гору и против ветра!

Первый закон езды на велосипеде

 

"А я Мишка - вашему терему крышка!"

Русская народная сказка

 

 

Состав группы

1

Грищенков Олег Леонидович

1982

Руководитель

2

Катылева Светлана Михайловна

1982

Завхоз

3

Цыганкова Наталья Владимировна

1981

Медик

4

Мамаева Александра Вячеславовна

1985

Летописец

5

Краско Андрей Николаевич

1975

Механик

6

Зайцев Василий Иванович

1976

Костровой

 

Смысловая идея похода заключается в посещении озера Щучье, самого большого по площади озера в близости от Смоленска, расположенного на границе Смоленской и Тверской областей.

День первый. 29.04.06

Утро. И вот, наконец-то мы стали собираться в гостеприимном доме Коваленко Александра. Будильники звенят, члены команды просыпаются и разными способами, в ожидании интересного и веселого похода подтягиваются к зеленому домику, расположенному в Тихвинке. Утренние предвыездные хлопоты, как и планировалось, затянулись, и мы стали на маршрут через 2.5 часа. Перед выездом нас сфотографировал Леонов Игорь, пришедший нас проводить, как и Катя Москалева (К великому сожалению и огорчению эти бывалые велотуристы не поехали с нами по разным причинам.)

 

Через несколько километров, проехав микрорайон «Южный», на одном из спусков произошло падение Натальи, в результате которого обод заднего колеса получил повреждения, несовместимые с дальнейшим продолжением похода. Выход из сложившейся ситуации состоял в том, что я тащил велосипед обратно в точку старта, где произвел его замену на другой (!).

Из дневника Натальи:

« Приключения поджидали нас еще на пути к окружной. Случайно пострадал один человек и один велосипед. Велосипед пришлось заменить. Это привело к полуторачасовой задержке. Затем обновленная группа подползла к окружной автодороге. Некоторых, в основном неопытных участников волновали бесконечные затяжные спуски-подъемы - как их называет Андрей – тягуны.

Добрались до Сокольей горы. Там сделали мини – обед, скорее перекус из бутербродов и чая. Дальше дорога по-прежнему состояла из спусков и подъемов, но машин было несколько меньше. Привалы были частыми, примерно через 30-40 минут, т. к. группе тяжело давались подъемы. Весь день руководитель запугивал нас «Кардымовскими горками» и мы с нетерпением стремились к ним. Да, это действительно достойное препятствие. На старой смоленской дороге часто по краям дороги пылали пожары сухой травы, дорогу застилал густой едкий дым. Учитывая поздний выезд и небыстрый темп, решено было организовать ночевку не доезжая 5 км до Кардымово, после реки Б. Вопец.

Лагерь разбили быстро, приготовили ужин, а теперь сидим у костра. Завтра планируется ранний выезд, т.к. группу решил покинуть Василий.

Пока, по-моему общее впечатление от похода у всех участников положительное, все довольны и веселы. »

 

День второй. 30.04.2006

Мы на старой смоленской дороге в 5 км от Кардымово перед развилкой на Ермачки и Мольково. Т. о. вчера мы проехали 35 км против запланированных 58, отставание от графика движения на 23 км. Причин этому две: падение Натальи и слабая подготовка (в некотором смысле) Василия. Василий постоянно отстает от группы (сильная пересеченность местности не способствовала нормальному темпу). Я совершил колоссальную ошибку, взяв в поход неподготовленного участника – человека, которого до похода я даже не видел на велосипеде, примкнувшего к нам в день оформления машрутки, единственного человека в группе, который не пошел в предпоходную «скатку».

Из дневника Натальи:

«Проснулись все и сразу приступили к сборам, готовили завтрак. Вася решил остаться с нами, о чем и сообщил сегодня утром руководителю. На маршруте по-прежнему 6 человек, а впереди Кардымово со своими вкусными сокровищами. Вот я, например, хочу чипсов.

Вообще, конечно, начинающим велотуристам приходится туго. При слове «тягуны» по спине пробегают мурашки. А совсем начинающих у нас двое – я и Вася. Девчонки из нового набора просто молодцы. Хоть у них это тоже первый велопоход, но видится большой опыт велоезды.

Когда ты на маршруте, то выглядит примерно так: впереди штурмовая группа во главе с руководителем, который несется в своей оранжевой куртке и ему, по-моему, не важно, вверх идет горка или вниз, потом за ним несутся девчонки, замыкает эту группу Андрей на своем модном велосипеде. А вот дальше самое интересное. В хвостовом конце идем или едем мы с Васей (чаще идем), периодически борясь за первенство. Иногда я даже не последняя. Вот. Короче, все определились со своими возможностями и заняли соответствующее место.

Думаю, настало время вкратце познакомить всех с нашей группой. Вкратце, это ровно настолько, насколько можно узнать человека за сутки.

№1 – Это начальство, наша опора и надежда – Олег. Начальство ругать нельзя и поэтому я промолчу.

№2 – Света, или зам. руководителя по фин.вопросам. Так уж и быть, обойдемся без конструктивной критики особы, приближенной к руководству. В целом человек очень интересный, жизнерадостный, по-моему оптимист по жизни.

№3 – Саша – спортсменка, комсомолка и т.д… Человек очень спокойный, как мне показалось. Имеет массу туристического опыта. Также, как нам известно, обладает множеством способностей – специально для наших читателей – она тайный пироман. Очень любит огонь, костры и все, что с этим связано. Сместила с должности кострового Василия и теперь, по ее собственным словам «прется от костра». Я тоже стала жертвой этих смещений. Стала летописцем.

№4 – Андрей – бывалый велотурист, пожалуй самый опытный участник нашего похода, выполняет обязанности механика. А еще он является владельцем странной палатки, где я провела ушедшую ночь. Вся странность в том, что она короткая. Все участники похода много слышали об этом легендарном человеке, но впервые увидели его здесь.

№5 – Василий. В клуб пришел в одном наборе с девчонками. Я его увидела впервые здесь и сказать что-то сложно. Нужно отдать ему должное, очень самоотверженный человек, так штурмует горки, что просто жуть. Ощущается нехватка его физической подготовки, но это его не останавливает. На мой взгляд даже за это человек заслуживает уважения.

№6 – Я, Наташа, она же медик, она же летописец. Больше про себя писать не буду. Могу похвастаться тем, что все время путаю Сашу и Свету и руководителя Олега называю Игорем.

10.30. Мы добрались до Кардымово. Дорожка была сказочная. Ехать – одно удовольствие. В лидерах как обычно руководитель и завхоз, а далее, по схеме но на этот раз замыкающим был Андрей, как обладатель ремнабора.

В Кардымове надпись на доме культуры: «Сегодня в программе все звезды кардымовской эстрады».

 

Вообще, за время моего близкого общения с туристами я поняла, а точнее просто для себя утвердилась в давно существующем правиле наших бывалых туристов: чтобы по-настоящему узнать человека, нужно сходить с ним в поход. Именно в этих полевых условиях можно понять, что именно из себя представляет твой спутник. Кстати, это помогло раскрыться очень многим, с виду неприметным людям, которые вскоре становились верными и надежными друзьями.

А между тем, мы уехали уже на 7 километров от Кардымово, и у нас ремонт, правда маленький. Олег опять ругается: «В путь!!!» - кричит.

14.20 Мы недалеко от населенного пункта Зуево, на берегу какого-то живописного ручья. Идут приготовления к обеду полным ходом. Так вроде бы неплохо. Очень хотелось бы отметить, что всей группе понравилась дорога от Кардымово до трассы «Москва – Минск », которая была просто чудесной. По краям дороги очень живописные поля, лески и т. д., такая красота. Машины встречались очень редко. Мы просто ехали и отдыхали душой и телом. И не смотрите пожалуйста на нас косо, пассажиры проезжающих авто, ничего вы не понимаете, у нас здесь свидание, свидание с природой.

 

16.20. Третий час сидим по тем же Зуево. У нас на корабле нештатная ситуация. Пока мы занимались обедом, ребята чинили велики. Оказалось, что там ось сломалась, и ее как раз нет в нашем ремнаборе. Так вот Андрей сразу же отправился искать эту ось, и до сих пор его нет. Да, все как – то не так. Кажется, Олег очень озабочен сложившейся ситуацией.

А еще сегодня на обед мы забыли положить в суп тушенку. Вот это уже серьезно.

Кстати 2-ой ходовой день, а попа уже болит. Что же будет дальше?

Вернулся Андрей и снова уехал, т.к. нашел одну из запчастей, но нужна еще и другая. Мы снова его ждем, но только не у костра, а на обочине.

Велосипеды снаряжены, нет только Андрея. На горизонте показалось знакомая фигура. Еще 20 минут и мы тронулись, в смысле выехали.

Олег начал искать фонарики, сегодня, вероятно, будет ночное ориентирование. Вообще, по личному опыту знаю, как это когда в походе что-то не так, и понимаю и разделяю волнение Олега. Судя по общему состоянию группы признаков массовой истерии нет. Все готовы к трудностям »

Проехали Духовщину, обновили запасы питьевой воды на колонке.

 

 

 

Смеркалось. После д.Кузьмичино произошла еще одна неурядица.

Из дневника Саши:

«Асфальт как хорошо. Едем с горки на горку. В одной из деревень к нам «прилипли» три пацаника на скрипучих великах, сопровождая нас в пути…Это начинает напрягать не только меня, но и Наталью… Перекус, ≈ 22.00, а эти засранцы сваливать не собираются. Вот и Вася подъехал: «Знаешь, Олег, они меня уже доста-али». Особого внимания на это никто не обратил. А наше чудо выхватило тесак и ринулось на детей: «У вас есть десять секунд…». Мы чуть в штаны не наложили, а пацаны улепетывали, только их и видели.»

Ночевка после поворота на Рибшево в Б. Береснево, не доезжая до Читовицы, повернули направо, где остановились в не самом живописном месте под ЛЭП на берегу немноговодной лесной речки практически в полной темноте.

 

 

День третий. 1.05.06

Утро.

Из дневника Натальи:

« Утро все живы, хоть и очень замерзли. Ночью на траву лег иней и вода в наших котлах замерзла. Сейчас все собираются, а мои вещи уже собраны, поэтому есть немного времени, чтобы записать еще несколько строк из жизни велотуристов. Утро вообще кажется веселеньким, т.к. оно в первую очередь избавило нас от холодной ночи. Небо очень чистое, правда опять этот ветер, который кажется нарочно пытается нам помешать в пути, просто иногда сдувает с велика.

Программа – минимум на сегодня: доехать до оз. Щучьего. Короче, сдохнуть, но победить. А еще Андрей выполняет какие-то манипуляции с Васиным велосипедом, и тот должен теперь ехать быстрее. Поживем – увидим. Надо как-то к обеду победно въехать в Пречистое, иначе на ночь придется опять вставать в темноте.»

Вернулись на асфальт в Береснево и неспешно поехали далее на север. Качество асфальтового покрытия вполне приемлемое, дорога местами очень живописная, попадаются сосновые боры, интенсивность движения на дороге слабая, погода великолепная. Надо отметить, что с погодой нам в походе повезло, практически все дни, стояла ясная погода, светило солнце, никакого намека на дожди и сильный ветер. Только по ночам иногда немного подмораживало. Проехали Пречистое, Озерный, далее дорога шла вдоль Смоленского водохранилища. В пожарной части ГРЭС Андрей заправился питьевой водой. Покрытие дороги несколько поменялось: асфальт закончился, но качество грунтовки вполне сносное, разве что пыли прибавилось. Перед д.Трунаево перекусили на полянке среди молодого хмызника. От горячего обеда пришлось отказаться во имя достижения главной цели нашего похода – уже вечером нас должно ждать Щучье!

Из дневника Саши:

«Вася не ест на привалах, не ужинает. На привалах он падает и не подает признаков жизни.

Увы, наш мини-обед подошел к концу. Все сбегали к братцам опоссумам и снова в путь.

Мы едем, едем, едем… Уже нет желания петь песни.. Вася достал, недовольство растет. Меня догнал Андрей и сообщает Васино решение: «Я больше не могу, при первой же возможности посадите на автобус до Смоленска». Сообщили Олегу. После бурных рассуждений и споров решено было высадить этого пассажира с нашего корабля в Пржевальском . Ведь была же возможность прервать (Кардымово, Духовщина). Он еще и ноет: подождите, не едьте быстро в гору, я боюсь.

Впереди дорога на Велисто. Нам вправо. Идет все та же грунтовка, по сторонам – хмызник, выгоревшие поля, еле заметные признаки деревень: столбы ЛЭП, яблони. Ну и глушь! Едешь как по прерии, солнышко печет… пылюга…

Васе предложили вариант с буксиром. Уже в Тверской области Васю все же уговорили. Сию ношу взвалил на себя Андрей. Тащимся как черепахи…

Едем вдоль железки, железа на которой уже нет. Из Подвязье (нежил.) едем на д.Шихотово, затем останавливаемся в Гороватке, находящейся на холме (220 м.).

Летим с горки. Думала убьюсь: дорога – бетонные плиты, просевшие крайне неравномерно. Можно и зубы посчитать… Слева – оз. Щучье! Мы радовались как дети…»

Увиденное озеро всех впечатлило, мы у долгожданной и желаемой цели нашего похода и, несмотря на все перипетии и нюансы большая часть нашей неунывающей команды смогла сохранить бодрость духа. Фото на мосту близ д.Бухоново

Следует отметить, что из Озерного до Жарковского ходит автобус «Пазик», соединяющий эти райцентры соседних областей. После д.Щучье автобусное направление – север, а мы продолжаем огибать озеро с запада на восток. Грунтовка несколько ухудшилась, после д. Морозово стала еще менее хоженой, но ехать лесной дорогой всегда интереснее.

В Морозово сделали минутный привал, во время которого посетили деревянные строения на берегу озера, по некоторой информации это часовни, принадлежащие жене погибшего генерала Александра Лебедя.

Проехав еще несколько сот метров, я увидел ответвление налево от основной дороги. Разведка показала, что это туристическая стоянка на озере. До нее от основной дороги, (как всем тогда казалось, огибающей озеро) несколько сот метров, примерно 500-800. Ночлег.

Из дневника Натальи:

«Ночевка на Щучьем. Мы все-таки дошли до желанной цели. Озеро очень живописное, оно стоит всех наших усилий. Только что наблюдали, как раскаленный огненный шар опустился за горизонт и стало смеркаться. Все обитатели нашего лагеря суетятся над приготовлением ужина, обустройством палатки и т.д. Василий без чувств лежит в палатке. Снова отказывается от еды.»

 

День четвертый. 2.05.06

Из дневника Натальи:

«Утро на Щучьем. Ночь прошла нормально, народа замерз меньше чем вчера, хоть и озерная сырость упорно пыталась нас заморозить. Вчера ночью у меня были проблемы с погружением в спальник, и учитывая ограниченные площади палатки, мне пришлось долго прыгать по Андрею и испытывать его терпение, но как он сам сказал, он ничего не заметил.

Сегодня день обещает быть сложным, нам придется не ехать, а идти, да и дорога весьма сомнительна.

Руководитель велел описать характер дорог, выполняю:

До Озерного – асфальт, качественный, почти ровный. За Озерным (за ГРЭС) началась грунтовка, покрытая песком, щебнем. После Морозова – грунтовая дорога без покрытия, потом вообще никакой дороги нет, а есть следы вездехода (а может и еще чего-нибудь) по заболоченному грунту»

 

Из дневника Саши:

«Встали, поели и дальше пошли… Идти нужно по дороге, состоящей из колеи, заросшей травой. Иногда встречаются лужи. Вокруг ольха, ель, цветочки…

Шли около 1 км. Впереди – поляна, поросшая ольхой, березой. На другом конце поляны навалены березовые стволы; на возвышении в середине поляны растут две яблони. Далее дорога следует по лесу. Не это не дорога, это – ж…: земля изрыта кабанами, встречаются следы и кучи лося; между колеями – малинник выше моего роста, по краям – молодой березняк вперемешку с поваленными старыми деревьями.

Дорога поворачивает на юг и следует в этом направлении метров двести. Затем поворот на юго – запад. То, что надо. Сходили на разведку. Я и Света уперлись в объезд. Пошли на запад. Дорога – не фонтан; глубокие колеи с водой и грязюкой, заваленные деревьями. Шли около получаса, почти неся велосипеды на себе, и уперлись в развилку. Одна дорога идет строго на запад среди хвойного леса. Хорошо виден просвет между деревьями. По этому пути пошли Олег и Света, а я и Наталья ломанулись вправо. Метров через 300-400 дорога зашла в никуда. Нечто похожее на речку пересекало дорогу. Наметив место переправы, вымостив ее бревном, с горем пополам перебрались на другой берег. Наталья успела утопнуть.

Вышли на поляну. При входе на нее – что-то смахивающее на сруб. Далее – полукруг, вымощенный полуобгорелыми бревнами и сучьями. Под бревнами – мох, брусничные листики, вода..

Началось болото. Дорога, точнее ее подобие, повернуло на юго-запад. Черт знает что творится! Вернулись к развилке: «Народ, там полная ж..». Все в раздумьях (и Вася тоже). Я и Света (2 опоссума) пошли по первой дороге; забурились в жуткий бурелом. Как же к себе тянет просвет, отчетливо виднеющийся впереди.. Дальше не пошли.

Как тяжело знать, что нужно поворачивать обратно. Эх…

Потеряв последние силы, ободрав руки и ноги, вернулись на Щучье.

О, ребята! Мы пришли… Это же Щучье!!! Вот и стоянка; нам даже кто-то дров приготовил.. Истерика…Вася отбрасывает копыта.

Уже 20.00. Мини-полдник. Эх, все же мы – молодцы! После всего этого не потеряли человечность. Спасибо Олегу.

Решили догнать (ну или хотя бы сделать вид) график маршрута. Вдоль Щучьего идет дорога с заболоченными местами; по обочинам – олешник (около километра). Затем его сменяет смешанный лес. До д.Митино три километра.

 

Пересекаем выгоревшее поле, снимок на память.

На дороге очень много полегшей травы; колея еле угадывается.

Темнеет. Ура, Митино! Привет, Клюшка! Митино: отрытое поле, на холме – единственный дом – обиталище пьяницы Кольки, вокруг расположились хоз. постройки. На поле встречаются плодовые деревья, столбы ЛЭП, имеется уцелевшая печка. Деревня, точнее что от нее осталось, стоит на западном берегу Щучьего.

Расположились на пригорке. Справа какая-то стремная речка, часть ее завалена деревьями, кое-где имеются следы переправы. В некоторых места вода бурлит как в быстром горном ручье.

Переночевали. Как же страшно спать с Васей. .. Братец Опоссум хвалит гороховую кашу, Наталья рассказывает про черного альпиниста, белого спелеолога… Ну и жуть. Слушала бы всю ночь истории. Но пора спать»

 

День пятый. 03.05.06

Из дневника Саши:

«Утро, холод собачий. По ходу дела так мерзну только я.

Собрались в путь. Впереди – речка (название на карте не подписано, хотя кому оно нужно, кроме нас). Думали, гадали, как одолеть это препятствие. Братья Опоссумы опять чудят: хотели подтянуть к берегу два скрепленных бревна, да Олег их опередил – нашел брод. Он перенес велосипеды через это препятствие. Отклонились влево от дороги, под ногами чвакает вода. «Запатентовав» жерди, братья Опоссумы умело используют их, чтобы не намочить лапы.

Наталья же прет напролом (все равно ноги уже мокрые). Олег смеется, Вася бухтит.

Вырулили на дорогу: те же колеи, заросшие травой, кругом смешанный лес. Через километр выходим на д.Максименки: плодовые деревья, поваленные столбы, кучи проволоки в земле. Неплохой вид на Щучье. Неподалеку вытекает р.Должица.

Вышли из леса на поле. Вот и д.Кутино. Наконец-то.. Кутино расположено на правом берегу реки Должица на пригорке. При въезде в деревню – старинные развалины фермы. Далее вдоль дороги 11 домов, жилых только 3, а жителей четверо.

Чуть в стороне – небольшое здание (полуразвалившийся домишко) с почтовыми ящиками и решетками на окнах (видимо, почта). Метров 500 дорога идет вдоль Должицы, затем поворачивает на развилке вправо. Петляя по смешанному лесу, дорога идет к мертвой д.Городок с 2-3 хорошо сохранившимися домами. На дороге громадные лужи. Грязи по колено, приходится вести велосипед по луже, балансируя на краю между деревьями.

Некоторые участки вполне ездомы, но каждый раз приходится резко тормозить перед водой ( только бы сзади не было Андрея). Возле д.Городок поворачиваем направо. Впереди хорошо утрамбованная дорога. На обочинах с двух сторон – рвы, поросшие малинником. Красотища!! Влево уходит дорога на д.Петрочаты, вправо – долгожданным Жерунам. Скорее бы… пить хочется… Вася еще со своей помощью, себе помог бы для начала. Андрей уже достал: пристроился, при каждой моей экстренной остановке врезается в зад моему «коню» (точнее «Аисту»). Наташа уже не выдержала, и корректно пояснила ему. В зад Андрею врезаться тут же надоело…

Дорога – прелесть, красотища неописуемая! Вокруг березки, сосенки, справа большой ров, заполненный водой, который переходит в болото метров через семьсот. Дорога состоит из небольших, но часто встречающихся горок, между возвышениями в дожди появляются лужи.

Думаю, некоторые лужи не исчезают даже в засуху. Они простираются на всю дорогу, изрытую возле луж глубокими колеями. Кое – где имеются объезды (впрочем, столь же корявые). На дороге песочек, в некоторых местах – глина.

Очередной поворот направо. Слева – д.Жуково: сгоревший дом, ряд столбов ЛЭП и безногая лавочка. Еще немного, еще чуть-чуть… Ну где же Вася?!... Вася… Наверное его съели… Увы, нет… плетется…Так, спокойно, спокойно.

Дорога, плавно поворачивая вправо, идет через д. Земцово. Ура, больше никаких ям и канав, лишь речной песочек. А вот и д.Борки: ферма да десяток домиков. Мост через р.Ельша. А где же Василий? Руки гудят, сидеть на велике невыносимо...Фото на память

Асфальт, как я тебя люблю! Привал после д.Подосинки. Наташа бурчит – не дали помыть человечески ноги (понимаю ее негодование, во, ведь хотели остановиться на реке). Надо гнать домой.

В Подосинках р.Должица впадает в р.Ельша. Недалеко от дороги находится оз.Ельша. В Мочарах в озеро впадает речка, пересекая дорогу. До и после д.Городец дорогу пересекают притоки р.Ильжица. В д.Аносинки мы выехали на развилку, нам направо, на Бакланово (налево – в Пржевальское). Проехали Переселье, Корнеево, Михайловское, Бакланово. У пожарной вышки сделали привал. Памятное фото.

Вася – опять на буксир, теперь уже к Олегу. Полетели!

Летать пришлось недолго: что-то случилось с буксирующим и буксируемым. Вроде ничего страшного. Слава Богу! А Вася крутит педали! Свершилось чудо! Да, Олег – это вам не Big Andru, не покрутика – у него…

Наташа вырвалась вперед, а два опоссума ждут остальную процессию. Хоть природой полюбуемся на ночь глядя. Кругом сосны, сосны… Солнышко село…Ждем уже 20 минут. Зовет Наталью. А она, оказывается, задумалась и ничегошеньки не слышала. Вот и Наташа, а этих обормотов все нет.

Андреев велик накрылся тазом из меди, его даже катить невозможно. Очередной вынужденный привал, да прямо в национальном парке. Не знаю что и сказать, обидно. Сломаться за день до приезда, на чистом асфальте, когда почти все трудности позади…»

Очередная неприятность. Буксировка груженых велосипедов оправдывает себя только в крайней ситуации, и в большинстве случае ведет к техническим проблемам, что и случилось. Уже через несколько десятков минут после того, как я сменил Андрея на этом нелегком посту, багажник на моем велосипеде стал расходиться по сварным швам. Буксировку пришлось вновь продолжить Андрею. Но уже через непродолжительное время переключатель скоростей на его «COOL BIKE» попал в спицы (переключатель выкинули, цепь укоротили). Несколько минут буксировки теперь уже на «односкоростном» велосипеде – и вновь очередная проблема: резьба на оси задней втулки после таких нагрузок и ремонта оказалось сорвана. Заднее колесо невозможно зафиксировать на оси, оно трется о раму велосипеда. Оси для горного велосипеда в походном ремнаборе не оказалось, вероятность присутствия подобной запчасти у местных жителей близка к нулю. До Смоленска около 100 км. Ночевка прямо на территории национального парка «Смоленское Поозерье», за бугром в паре сотне метров от дороги в живописном хвойном лесу. Принято решение снять Василия и Андрея с маршрута. Завтра в послеобеденное время приедет знакомый Светланы на автомобиле и увезет наших невезучих и убитых горем товарищей в Смоленск.

 

День шестой. 04.05.06

Из дневника Саши:

«Утро. Ну и холодрыга. Отправили наших друзей в сторону Заборья, чтобы там их забрал Светин Интеллигент в очках. Хотела бы я увидеть его глаза, когда он увидит наших «перцев с баблом»! Андрей, наверное, всю дорогу рассказывал про молоко коз и стекло, которое он таскает на работе. Вася: «Не едьте так быстро, можно я сойду, я устал…..»

Снялись со стоянки. Солнышко, асфальт, нет Васи – что еще нужно для счастья!? Пугают лишь предстоящие 107 км.

 

Перцы в Заборье. Прощание… Вася, лицо попроще. Надо быть гением, чтобы достать пятерых за пять дней, при этом особо ничего не делая!..

Здорово, асфальт подлатали, березки потихоньку распускаются. Проехали Демидов, едем к оз.Акатовское. Ляпота-то какая, красота! С одной стороны – ели, с другой – сосны. Словами этого не описать. Как – то уж очень спокойно. Проехали Старые и Новые Пересуды, д. Диво, серьезные горки. Привал, перекус на оз.Акатовское. Моем многострадальные ножкиНадеюсь, они не отвалятся.

И снова в путь. Меня добьет эта терка. На сидении уже не сижу, иначе посчитаю зубы. Бедные пассажиры автобусов «Демидов – Смоленск через Диво»

д.Донец: у нас весь поход – один «ец»: Б. и М. Вопец, Зимец, Донец, короче полный писец…

Выезжаем в Аполье. Асфальт. Нет сил смеяться, впереди еще куча километров…»

От Аполья до Сыр-Липок – великолепный живописный асфальтированный четырехкилометровый участок. Проезжаем Михалково, Плаи, Захарино, Иловку. Следует отметить, что для этого участка, несмотря на вполне хорошее асфальтовое покрытие характерны сильные перепады высот. Машин на дороге практически нет. Последний походный привал – полдник.

 

Двенадцатый час ночи. Как принято говорить, «усталые, но довольные», мы в Смоленске на Колхозной площади. Звонок по телефону Вячеславу Петракову о прохождении маршрута…

Вот и все.

 

Вся команда цела

И машина пришла

На честном слове

И на одном крыле

 

 

 

Выводы

  1. Следует признать необходимость обязательного участия всех участников туристической группы в предпоходной «скатке» которая помогла бы выявить плохую подготовку участников. Уже в тренировочных выездах тренируется слаженность действия команды, а главное – все участники группы познают свои силы. 

  2. При малейших замеченных нездоровых тенденциях в психологическом облике участника, который потенциально может спровоцировать конфликт (с местными, внутри группы) –– отказ от такого участника без колебаний

  3. Как показал опыт, быстрее всего можно определить свое местонахождение вернувшись по собственным следам назад, до места гарантированного ориентирования и уже оттуда продолжить прокладку маршрута. Попытка сэкономить время и силы путем срезания углов, пересечения перпендикулярным курсом нитки маршрута или достижения контрольного ориентира путем приблизительного счисления в нашем случае была бы нерациональна и затруднительна.

 

Выражаем благодарность Коваленко Александру Анатольевичу за техническую и моральную поддержку в процессе подготовки похода.

Hosted by uCoz